Чудовище неуклюже двигалось по безмолвным коридорам Подземья, время от времени шаркая о камень своими восемью покрытыми чешуей ногами. Оно не отскакивало назад, заслышав эхо производимых им самим звуков и пугаясь разоблачающего его присутствие шума. Оно не торопилось в укрытие, опасаясь нападения другого хищника. Нет, даже в полном опасностей мире Подземья это существо знало лишь безопасность и уверенность в собственной способности сокрушить любого противника. Его ядовитое дыхание несло смерть, острые когти оставляли в камне глубокие борозды, а ряды копьеобразных зубов, обрамлявшие злобную пасть, могли в клочья разорвать самую толстую шкуру. Но страшнее всего был его взгляд-взгляд василиска, который обращал в камень все живое, что попадалось ему на глаза.
Не каждая пещера, подземелье и туннель связаны с Андердарком, поэтому найти вход - отдельное искусство. Часто такие пути находятся в древних руинах забытых цивилизаций или храмах тёмных богов вроде Шар, а также некоторых светлых, например, Эйлистри. С любым из этих путей может в какой угодно момент произойти что угодно - они обвалятся, станут логовом чудовищ, зарастут ядовитыми грибами, сместятся в результате землетрясения и в итоге начнут вести совершенно не туда же, куда прежде. Поэтому многочисленные гильдии картографов и проводников Андердарка всегда имеют работы невпроворот, и их услуги всегда востребованы.
Почти в трехстах лига на восток, в малопосещаемой части подземного лабиринта, известного как Подгорье, Рыцарь Темной Песни и жрица-новичок Эйлистри патрулировали темную пещеру, ведущую мимо нескольких естественных каменных колонн. Почти тысячу лет назад пещера была одним из рукавов протяженного города Подземья. Дроу, построившие его, давно ушли - уничтоженные слизью и илом, которых почитали - но следы построенного ими все еще были заметны. Например, колонны и стены были покрыты отметинами, когда-то служившими зацепками и точками опоры. Дыры в потолке пещеры были входами в дома, вырезанные магией из цельного камня. Еще больше дыр, беспорядочно перепутанных, словно норы, служили окнами этих домов. В некоторых из них даже сохранились прозрачные камни-стекла, но накопившийся за столетия помет летучих мышей не позволял увидеть то, что было внутри.
Андердарк - сеть переплетённых туннелей и пещер, распложенных глубоко под землёй. Царство сталактитов и сталагмитов, подземных холодных рек и озёр, фосфоресцирующих гигантских грибов. В Андердарке проживает множество рас, от дроу до иллитидов и от дуэргаров (серых дворфов) до куо-тоа, и большинство из них постоянно находится в состоянии войны между собой за ресурсы и выживание. Уцелеть здесь можно, лишь став лучшим убийцей из всех, и они постоянно соревнуются за это звание.
Существа, обитающие здесь, редко ориентируются на зрение, они полагаются на слух (в Андердарке мертвенная тишина по сравнению с поверхностью), обоняние, осязание и ощущение тепла. Тепло они видят в инфракрасном спектре, поэтому прятаться от них нужно, понижая температуру собственного тела или используя средства окружающей среды или вещи, принесённые с собой, чтобы создать камуфляж. Например, можно обнять тёплый камень, спрятаться среди потоков магмы и так далее, и это собьёт с толку хищников. Открытого огня, однако, боятся, и к группе, несущей много горящих факелов, не рискнут приблизиться, пока те не погаснут. В Андердарке много горючих материалов, но многие из них при воспламенении мощно взрываются или источают отравленные пары. Случается, что какая-то местность выглядит как привлекательный аналог поляны, покрытый долгожданными растениями и даже цветами, имеющими насыщенные краски и привлекательный аромат, так и манящий к ним, но даже прикосновение к ним убивает, а прекрасная флора с удовольствием пожирает труп.
Помимо привлечения агрессивных созданий, шум противопоказан ещё и потому что он может обрушить пол туннеля под ногами или вызвать обвал.
Заросли пламенного кипрея - редкие растения, поглощающие жар, согревают пищу и очищают воздух от токсинов. Они делают проходимыми вулканические регионы и освежают безжизненные туннели. Жители Андердарка используют ящеров, гигантских ездовых пауков, василисков (с завязанными или выколотыми глазами, либо дрессированными ни на кого не смотреть без приказа), рофов (овцебыков) как ездовых и тягловых животных, последних - ещё как домашний мясной и молочный скот. Тнллимак, съедобный гриб, по вкусу после обработки напоминает хлеб. Пироги из него очень ценятся дроу и вызывают лёгкие галлюцинации.
Андердарк поделен на уровни, некоторые соединены между собой, но другие не имеют ничего общего. Это делает, например, подземное путешествие между городами поверхности делом трудновыполнимым. С другой стороны, он позволяет отправиться с одного континента на другой или с континента на любой из островов, не выходя в море, так как некоторые области Андердарка либо пролегают ниже его дна, либо представляют собой подводные туннели.
Похороненные Королевства (Buried Realms) - область под пустыней Анаурок, владение загадочных и чудовищных фаэриммов. Поскольку она расположена под древним Нетерилом, здесь множество руин этой погибшей империи. Фаэриммы заперты здесь под барьером, но в 1371 DR им удалось его сломать, чтобы атаковать расположенную относительно недалеко Эвереску. Их дикая магия сильно повредила мифаль Эверески, и эльфы находились в большой опасности. Только внезапное и своевременное возвращение летающего теневого анклава нетерезов, Тултантара, спасло их, потому что шейды загнали фаэриммов обратно в Андердарк.
Нортдарк (Northdark) - область Андердарка, расположенная под Берегом Мечей, а также Луруаром и частично Долиной Ледяного Ветра. Есть спуски, ведущие туда, например, знаменитый колодец гостиницы "Зевающий Портал" в Уотердипе.
Шепчущие пещеры (Whispering Caverns) - область Нортдарка, состоящая из лабиринта естественных подземелий, получившая своё название благодаря шёпотам, что порой раздаются здесь из-за тёмных поворотов, мрачных уголков и глубоких трещин. Дуэргары, что живут здесь, верят, что в этих пещерах водится какая-то потусторонняя нечисть вроде привидений. Другие думают, что эти звуки издают охотящиеся иллитиды, стремясь привлечь путешественников естественным любопытством или пытаясь имитировать знакомые нотки - например, голосов их пропавших товарищей. А некоторые считают, что бормочет один из видов местных пауков. Также здесь расположен один из городов-форпостов дроу, ныне заброшенный - Зисрена.
Фардримм (Fardrimm) - подземный туннель, расположенный под Старым Делзуном, соединяющий Нортдарк (северный Андердарк) и область, расположенную под пустыней Анаурох.
Араумикос (Araumycos) - переводится с дворфийского языка как "Великий Гриб", собственно, и есть гриб, разросшийся до размеров целого королевства. Араумикос - серый, губчатый и влажный, похож на наружную поверхность мозга. Территориально он находится под Высоким Лесом. Араумикос известен как самое древнее существо Торила. Доподлинно неизвестно, есть ли у него разум, но он иммунен ко всем типам магии, включая божественную. Араумикос служит домом множеству существ грибного типа, таких как микониды, которых внутри целая колония. Его грибница распространяется повсюду под землёй, как и споры, и он поглощает павшие города тёмных эльфов, а все активно существующие держит в напряжении и постоянной обороне, предотвращая заражение и последующий захват. Известно, что раз захваченную им область невозможно очистить надолго, он полностью регенерирует в считанные дни. Араумикос - псионическое существо и способно общаться, не словами, но мыслеобразами. Оно способно насылать кошмары и даже вторгаться в эльфийский транс, дроу зовут данное явление "golhyrrl' fhaazht", то есть "Ловушка Дремления". Эти видения называют индивидуальность кромешным ужасом и обещают комфорт в отречении от "я" и растворении в коллективном сознании.
Зеркало Наверху (the Mirror Above) - обсидиановая плита свисает на цепях с потолка древнего туннеля. Иногда по её поверхности проносятся видения мира наверху. Техника создания этого предмета отличается от всего, что знакомо обитателям современного Фаэруна. Персонажи с глубокими познаниями в истории могут распознать изделие древнего Нетерила, каким он был до падения. Вероятно, артефакт служил для наблюдения за наземным миром. Обломки оружия и доспехов, разбросанные здесь повсюду, выдают, что когда-то среди этих стен шла жестокая битва.
Убежище Клоакеров (Cloakerhaven) - пещера в Нижнем Андердарке, гнездо более чем 200 клоакеров. Диаметр пещеры - 150 метров, высота - 61 метр. У них нет никакой структуры и иерархии. Они живут внутри полых сталактитов и сталагмитов, которыми пещера полнится. Повсюду здесь можно увидеть пойманных и порабощённых гуманоидов, которых плащевики пожирают, едва вся порученная им работа заканчивается.
Цирог (Cyrog) - тёмная пещера, принадлежащая одному из самых старых Ульев иллитидов. Ею управляет старший мозг по имени Цирог. Даже для высшего создания мозг прожил слишком долго, и, когда он умер, иллитиды сошли с ума. Впоследствии, во время прорыва демонов из Абисса, лорд Оркус возродил Цирога как нежить. Цирог приказал всей колонии последовать его примеру, и теперь это целый Улей немёртвых иллитидов - алхунов.
Водопад оканчивался большим, холодным бассейном, окруженным каменными стенами глубокого грота. Пещеры и альковы раскиданные здесь и там манили неизведанными приключениями. Таинственный голубоватый и зеленый свет наполнял пещеру, камни здесь излучали странное свечение, присущее Подземью. Такие места силы, называвшиеся фэрзресс, высоко ценились дроу, и ревностно охранялись.
Фаэрзресс - магическая энергия, остатки Высокой Магии, что в былые времена помогла создать сам Андердарк. Слово состоит из "faer" (магия) и z'ress (оставаться в силе), вместе это образует словосочетание "сохранившаяся магия". Однако, прежняя композиция слогов была обратной и несла другое значение: "доминирующая магия". Это отражает истинный смысл существования фаэрзресс - удерживать дроу в Андердарке. По крайней мере, так принято считать, хотя фаэрзресс гораздо старше времён, когда илитиири превратили в дроу. Так или иначе, дроу приспособились к этой жизни - они вытягивают эссенцию фаэрзресс, чтобы зачаровывать свои волшебные артефакты, доспехи и оружие, вокруг областей могущественной концентрации фаэрзресс выстраивают свои города и крепости. Это также доказывает, что фаэрзресс не направлена против них - она не мешает им ходить куда угодно по Андердарку или выходить на поверхность, их ограничивают вполне естественные причины вроде чувствительности к солнечному свету обитателей подземелий. Зато благодаря фаэрзресс дроу в своих городах защищены от случайной телепортации извне, и эта энергия также снижает силу внешних божественных и магических заклинаний. Поэтому клерики и волшебники из наземного мира здесь становятся заметно слабее. Кроме того, барьер фаэрзресс оберегает дроу и весь Андердарк от демонов Абисса.
Помимо фаэрзресс, в Андердарке существует ещё один источник магии, известный как магия узлов, использующий естественные природные потоки силы. Они совершенно неразличимы невооружённым глазом, не имеют никаких вещественных проявлений, но существа с обострённым восприятием могут чувствовать их и использовать. Узлы не любят минеральные образования, открытые пространства и сплошные скальные породы, тщательно избегая их. Из-за того, что никакой материальной формы у них нет, а также из-за труднодоступности многих из узлов большая часть остаётся необнаруженными. Узлы в несколько раз усиливают все заклинания, связанные с землёй, такие как "камень в плоть", "плоть в камень" или "каменная кожа". Они также позволяют путешествовать от узла к узлу, используя их как связующие точки для телепортации.
Мензоберранзан (Menzoberranzan) - иначе известный как Город Пауков, находится точно под территориями Луруара, что делает очень удобными налёты на Серебряные Пределы. Дроу обязаны приносить жертвы Ллос каждый день, и наземные поселения для этого вполне подходят. Часть тех, кто не были убиты сразу, будут очень долго страдать в унизительном подчинении дроу там, внизу, в мире, лишённом света, под пытками забавы ради и в итоге на алтарях Ллос, где им вырежут сердца паучьими кинжалами. С гибелью или упадком многих городов дроу в войнах друг с другом, другими расами Андердарка или несчастьями вроде Магической Чумы Мензоберранзан в настоящее время стал сердцем религии Ллос, хотя и не все хотят признавать за ним этот статус.
Город был основан в -3917 году жрицей Мензоберрой Безродной и семью лояльными ей семьями дроу. Пострадав от бунтующих клериков Гонадора в их прежнем городе Голофаере, они искали новое безопасное место, где могли бы накопить силы и ударить по врагу. В качестве нового убежища Ллос указала им пещеру колоссального старого бехолдера по имени Многие Глаза, и, хотя немало дроу полегло там, им удалось победить, и Мензоберра нанесла монстру последний удар.
В 1372 году, в период Молчания Ллос, жрицы потеряли силу. Чтобы расследовать это происшествие, отыскать причины исчезновения богини, Квентл Бэнр вместе с сыном её сестры-Матроны Триль, дрэглотом Джеггредом, разведчиком Вейласом Хьюном, магом Фароном Миззримом и мастером Мили-Магтира, Рилдом Аргитом, отправилась сначала в Чед-Насад, став свидетельницей его падения, а затем и вовсе на дно Кромешной Паутины Ллос. В период её отсутствия Джаэзред Чоулсин вступил в союз с Домом Аграч Дирр и обосновался в Мензоберранзане. Заодно Паучий Совет (организация волшебников-дроу, работающих с целью ослабить матриархат) обратил происходящее к своей пользе. По возвращении Квентл стала так популярна, что совершенно затмила свою сестру, и, воспользовавшись этим, убила её, тем самым захватив место Матроны Матери Бэнр.
Город занимает пещеру в форме острия стрелы, с озером Донигартен на её "кончике". Дроу ухитрились преобразовать магией цепь природных образований в изящные дворцы с множеством шпилей, украшенные огнями фейри и светящимися фиолетовыми кристаллами. Каждый Дом хвастает перед Ллос роскошью посвящённой ей архитектуры (паутинные узоры на ограде, скульптуры пауков повсюду, величественные часовни самой богини с её возвышенными изображениями в виде ошеломляюще красивой женщины-дроу или драука). Ограды способны прилепить к себе или убить на месте любого чужака, что дотронется до них без разрешения власть имущих этого Дома.
Для чувствительных дроуских глаз цвета Мензоберранзана складывались из трех световых спектров. Тепловые потоки, исходящие от трещин и горячих родников, кружили по всей пещере. Пурпурный и красный, ярко-желтый и нежно-голубой пересекались и исчезали, взбирались на стены и сталагмиты или внезапно отдельными прерывистыми линиями сбегали по тусклому серому камню. Более сдержанными по сравнению с этими основными и естественными градациями цвета в инфракрасном спектре были области интенсивной магии, вроде излучающих энергию пауков, между которыми прошел Дайнин. И довершали буйство красок огни города, феерия волшебных факелов и освещенных скульптур на домах. Дроу гордились красотой своих конструкций, поэтому изящные колонны и причудливые, витиеватые горгульи были почти всегда залиты волшебным светом.
Колонна Нарбондель - единственное оставшееся совершенно нетронутым природное образование. Архимаг Мензоберранзана, обычно живущий в башне волшебников, Сорцере, отмеряет по ней время, каждое утро в одно и то же время зажигая огонь у основания и пуская его вверх. Когда пламя достигает пика - это означает середину дня. Прежде архимагом был Громф Бэнр, теперь - Тсэбрек Ксорларрин.
Брешская крепость была самой высокой точкой двухмильной пещеры, и отсюда открывалась широкая панорама остальной части Мензоберранзана. На небольшом участке, занимаемом Академией, находились три постройки, составляющие школу дровов:
Арах-Тинилит, паучья школа Ллос; Сорцере, башня колдовства с многочисленными остроконечными шпилями; и Мили-Магтир, несколько упрощенное пирамидальное здание, где мужчины-воины изучали свое ремесло.
В Академии, особенно в Арах-Тинилите, не принято убивать представителей знатных Домов, хотя для мужчин такое правило действует не всегда, и это представляют как несчастый случай. Жриц же стараются беречь. Однако хозяйка Арах-Тинилита вправе наказать любую девушку как ей захочется, включая ослепление, отрезание ушей, пальцев или языка. И этой несчастной придётся как следует выслужиться, чтобы вымолить себе право на божественное лечение. В худшем случае она останется калекой до конца жизни - очень короткой, ведь в Андердарке избавляются от слабых.
Несмотря на то, что дроу выгодна торговля, престижно для мужчины считается поступить в Сорцере либо Мили-Магтир. Только самых неспособных отдают строить карьеру в торговые Дома, самые низшие в иерархии.
К'елларц'орль, он же "Галерея Знати" - плато, что находится на юго-западной стороне Мензоберранзана, отделённое от остального города лесом гигантских грибов. Ещё выше располагается доминирующее плато, принадлежащее Дому Бэнр.
Нарбонделлин, самый богатый район города, расположен вокруг К'елларц'орль. Здесь ведётся вся основная городская торговля. В Мензоберранзане нет устоявшейся валюты, скорее, у каждого Дома она своя, и лучше всего новичку в городе можно разобраться в реальном влиянии, которое имеет каждый Дом, по тому, чья валюта на данный момент имеет преимущество. Чужеземные монеты (например, других рас Андердарка или поверхности) имеют ровно такую ценность, каков вес и чистота металла, содержащегося в них, и насколько этот металл редок сам по себе.
Дроу выдают друг другу кредиты и имеют сложную систему долгов. Иметь слишком много долгов для них позор, и они обычно стараются этот факт скрывать всеми правдами и неправдами - он становится сильным инструментом шантажа в руках того, кто разузнает о положении дел. Кроме того, как бы высокомерен и эгоистичен ни был дроу, он вряд ли нарушит условия долгового обязательства из страха, что с ним никто не будет иметь дел в дальнейшем, и, что даже хуже, такая вина, хотя не имеет никакого отношения к религии, может навлечь неудовольствие Ллос на него и его Дом, потому что расточительность, неумение обеспечить свои нужды, неспособность самостоятельно справиться, не влезая в такую петлю, для неё глупость и бесталанность, а такое богиня в своих последователях не терпит.
Дом Ксалит, он же Компания Ксалит, состоит в основном из дроу-мужчин, хотя имеет Матрону. Является одним из известных торговых Домов.
Три Чёрных Кольца - организация наёмников, позволяющая вступать в неё существам любой расы. Её агенты служат как рабочие руки, личные телохранители или охрана караванов. Также они составляют карты Андердарка и продают их любым желающим, даже не-дроу. Организация тратит немало времени, сил и средств, чтобы прокладывать через Андердарк новые удобные пути.
¡
(кликабельно для увеличения)
Эриндлин (Eryndlyn) - город дроу в Верхнем Андердарке, прежде насчитывавший около 60,000 жителей. Он расположен под Высокой Топью, что в западном Фаэруне. Эриндлин находится в куполообразной известняковой пещере диаметром более 3 километров. В центре пещеры - озеро, в которое впадают две подземные реки, а третья выходит из него. Примерно там же - главная площадь, окружённая пятью колоннами.
Город поделен на три плато: самым большим, западным, владеют последователи Ллос, северо-восточное принадлежит дроу Ваэрона, а юго-восточное облюбовали сектанты Гонадора. Эриндлин был основан дроу, что искали руины разрушенного Миеритара, чтобы вернуть их и восстановить его.
Эриндлин - торговый город, его жители путешествуют по Андердарку, чтобы обмениваться товарами с другими населёнными пунктами и даже выходят на поверхность.
В 1372 DR, в период Молчания Ллос, её фракция была полностью уничтожена, а клерики Ваэрона и Гонадора перегрызлись между собой. Магическая Чума физически уничтожила Эриндлин почти целиком. Но за прошедшее время нашлось немало дроу-энтузиастов, желающих восстановить покинутый город. В немалой степени этому способствуют рабы и финансирование, поставляемые Джаэзред Чоулссин. В нём сейчас от силы четверть прежней численности населения, но он постепенно оправляется.
Дайон Геннивальц (Dyon G'ennivalz) - город, управляемый одноименным Домом псиоников. Единственный известный Дом дроу-псиоников в Андердарке, кроме Дома Облодра. Поскольку обладатели ментального дара не являются преданными сторонниками Ллос, город лишь формально поклоняется ей, чтобы его не уничтожили.
Шшиндирлин (Sschindylryn) - крупный торговый город дроу, расположенный в Среднем Андердарке, его популяция в 1372 DR достигала 15,000 и продолжала расти. Он находится под королевством Кормир, прямо под Королевским Лесом.
Шшиндирлин построен на развалинах древнего города куо-тоа, и, хотя дроу заметно изменили его архитектуру, следы до сих пор прослеживаются. Он построен внутри пирамидоподобной пещеры, каждая из сторон которой имеет длину 3 километра, и также около 3 километров в высоту. Для города дроу здания здесь расположены необычно близко. Город представляет собой своеобразный гигантский зиккурат (по всем его сторонам выстроены особняки знати, чем ближе к вершине - тем выше по положению). На вершине зиккурата стоит храм Ллос.
Невозможно ни войти в город ни выйти из него иначе, чем через множество врат, которыми владеют Дома у основания зиккурата.
К рабским кварталам ведут мосты через искусственно выкопанную пропасть вокруг зиккурата, они принадлежат Шшиндирлину, но не считаются частью города.
Раньше это был военный город, использующий систему порталов ради рейдов на разные локации Андердарка. После того, как они проиграли Мензоберранзану, дроу Шшиндирлина умерили свои амбиции. Город достиг экономической стабильности и гармонии. В страхе, что настолько мирная позиция отвернёт от них Ллос, жрицы, не имея возможности атаковать никаких внешних врагов, начали соперничать между собой и истреблять друг друга. В результате мужчины - торговцы, маги, бойцы, - пришли к власти, с тех пор клерики Ллос управляют лишь номинально.
Самые популярные школы магии Шшиндирлина - прорицание и трансмутация.
В 1136 DR в город проникли агенты Джаэзред Чоулссин, основывая там небольшой Дом под руководством Патрона Илфтрина Имфраэзла.
Карсолутиил (Karsoluthiyl) - город дроу, расположенный под Бесследным морем, к западу от устья реки Чионтар, относительно недалеко от Врат Балдура. Джаэзред Чоулссин ослабил здесь власть Матрон Матерей, отдавая преимущество торговым Домам. Два самых крупных Дома - это Дом Танор'Тал и Дом Лисаен. Оба они активно участвуют в работорговле в Порту Черепа под Уотердипом.
Город находится в постоянной агрессивной конкуренции с аболетами и свирфнеблинами, также называющих эту область Андердарка родиной.
Город связан туннелями с Андермаунтином на севере, Сшаматом на востоке и руинами Глубинного Шанатара на юге. Сеть порталов также соединяет город с морскими пещерами острова Руатим.
Т'линдет (T'lindhet) - город размахом почти 5 километров, расположенный на большом плато в глубокой пещере под горами Гноллвотч в Дамбрате. Его население составляло 20,000 дроу на 1479 год. Городом правят 16 благородных Домов.
Деревня Забытых - община драуков невдалеке от Т'линдета. Большая их часть появилась из-за провала проверки Ллос, немилосердной к неудачникам. Дроу Т'линдета боятся и стыдятся их, поэтому никогда не разговаривают.
Помимо Ллос, в Т'линдет принят культ богини боли Ловиатар, это единственная религия, которую здесь не искореняют.
Мантол-Дерит (Mantol-Derith) - нейтральная территория, где дроу, дворфы, свирфнеблины и дуэргары, немногочисленные иллитиды, а также жители поверхности активно ведут торговлю. Иногда можно встретить куо-тоа, даже бехолдеров и одного-двух аболетов, ведущих себя на удивление цивилизованно и мирно. На территории города запрещён обман при заключении сделок, нельзя использовать оружие, а также боевую магию. Этот договор соблюдают все, и всегда отыщутся желающие подавить агрессора.
Самые близкие к нему города дроу - Мензоберранзан и Чед-Насад (до его разрушения). Пещера Мантол-Дерита создана естественным образом, водой, благодаря близости к Тёмному Озеру, и наполнена водопадами, природными бассейнами и ручьями. Стены пещеры украшены разноцветными кристаллами и драгоценными камнями. Пол выложен кварцевыми плитами, которым придали мраморный блеск - они формируют довольно широкие дороги, из них же состоят и мосты.
Центральный рынок окружён кольцом гигантских грибов, и здесь продают не самые обычные для Андердарка товары - фрукты, парфюм, бумагу, древесину, ткани, шёлк и специи с поверхности. Тёмные эльфы продают доспехи и магические предметы в их уникальном стиле.
Мантол-Дерит широко известен как "чёрный рынок", здесь можно приобрести и сбыть почти любые нелегальные товары. Например, торговец-дроу Илрен Т'серра продаёт демоническое оружие. Здесь также разрешено открыто находиться агентам Жентарим.
Хотя это город-базар, он не представляет собой кипящую жизнью шумную торговую площадь, как это происходит на поверхности. Сделки здесь заключают часами или даже днями, встречи участников происходят обычно в приватной обстановке. Если вы видите публичную торговлю - значит, это что-то мелкое, малозначительное. Личные помещения торговцев, куда они приглашают партнёров или покупателей, обустроены внутри сталагмитов или стволов огромных грибов. По традиции все сделки происходят на территории продавца.
Безымянный постоялый двор - принадлежит женщине-дуэргару Диннике, она держит в услужении гоблинов.
Блингденстоун (Blingdenstone), то есть "Город Говорящих Камней" - хорошо укреплённое поселение свирфнеблинов (глубинных гномов). Войти в него можно лишь вверх по широкой длинной лестнице, ограниченной стенами туннеля, и через тщательно охраняемую пару тяжёлых врат. Сразу за входом в просторной пещере размещён крупный охранный отряд, и больше эта пещера ни для чего не используется. Дальше - узкий коридор, где можно пройти только по одному. Город сливается с пещерами, в которых находится, и его дома похожи на гладко отёсанные валуны - большинство из них имеют одну или две комнаты. Обстановка внутри аскетически скудная, но добротная, рассчитанная на десятки лет. Двери и окна почти никогда не заперты - это даёт свирфнеблинам ощущение общности, а воровство здесь не распространено. В Блингденстоуне всегда поддерживают горящие огни, создающие свет и тепло.
Расположенные поблизости Мензоберранзан и город дуэргаров Граклстуг (Gracklstugh) являются постоянной угрозой для Блингденстоуна. Свирфнеблины находятся в союзе с дворфами Мифрил Холла и в альянсе с Луруаром. Город всё ещё существует благодаря его высокой защите, а также в качестве необходимого объекта ненависти дроу. Он провозглашён постоянной внешней угрозой, но его уничтожение невыгодно. На его патрулях постоянно тренируют молодняк из Мили-Магтира, и его существование служит Дому Бэнр уздой для гордых и амбициозных знатных Домов Мензоберранзана. Свирфнеблины выбрали это место для основания города, несмотря на близость Мензоберранзана, за богатейшие месторождения арандура (одного из самых жёстких металлов), железа и рубинов.
В 1358 году войска Блингденстоуна присоединились к армии Мифрил Холла, Несма, Сильверимуна и Сэттлстоуна в бою против орд тёмных эльфов за Долину Хранителя.
Блингденстоуном правят король Шниктик и королева Фрикнарти. Их старший сын и наследник трона - принц Марктарн. Есть также ещё один сын и две дочери. Правящей чете помогает совет старейшин, состоящий из семи свирфнеблинов. Каждый советник отвечает за одну конкретную область жизни или обороны города.
Типичный патруль свирфнеблинов состоит из одного Хранителя Туннелей и нескольких солдат. Часто они призывают в бою себе в помощь земных элементалей.
В Блингденстоуне есть фермы съедобных грибов и небольшие искусственные озерца, в которых гномы разводят рыбу.
Лавка "Призрачные Чары" (Phantazmal Glamours) - лавка магических предметов, таких как свитки и волшебные палочки, компонентов зелий и заклинаний. Её хозяйка - Хенкала Шэдоусонг, магесса, мастер школы иллюзий.
"Поющие Камни" (the Singing Stones) - таверна и гостиниуа, на крыше которой навалена груда камней. Волшебники-свирфнеблины зачаровали её так, чтобы они источали музыкальное гудение, напоминающее мелодию барда, играющего на арфе.
Обитатели Блингденстоуна не любят чужаков, но они мягкосердечны по натуре. Поэтому они с удовольствием приглашают тех, с кем на поверхности повезло завязать знакомство, в гости. В основном это дворфы, реже - светлые эльфы. Каждый гость, пока он находится на территории Блингденстоуна, считается равноправным местным жителям, и ему можно всё то же, что им.
Свирфнеблинка-Арфистка Маузер Кристалфист, будучи допущенной в Эвереску, вознесла молитву Кореллону Ларетиану, прошла эльфийские испытания на чистоту веры и пожертвовала в его храм 10,000 золотых, прося о защите Блингденстоуна. Эльфийский Селдарин ответил на её воззвание и создал мифаль вокруг города. В благодарность за это Маузер воздвигла храм божествам светлых эльфов внутри Блингденстоуна, где до сих пор поклонялись только гномьим покровителям, в основном Каллардурану Гладкорукому и Сегояну Зовущему Землю.
Блингденстоун торгует через Мантол-Дерит (см. выше) кристаллами, самоцветами, солью и изделиями ручной работы его лучших мастеров, реже - зачарованными особенной магией артефактами. Приобретают же они фрукты, специи, зерно, алкоголь, скот (тот, что способен выжить под землёй при должном уходе) с поверхности.
Письмена Червей (Wormwrithings) - сеть туннелей к северу и западу от Блингденстоуна, проделанная колонией пурпурных червей. Эти края облюбованы кобольдами, и те часто пересекаются со свирфнеблинами и либо сражаются, либо прячутся и убегают.
Чед-Насад (Ched-Nasad) - он же "Город Мерцающих Сетей", располагался в большой V-образной пещере. Признан самым красивым городом тёмных эльфов в истории.
Дроу выстроили свои дома на многоярусной, магически созданной по воле самой Ллос паутине, постоянно танцующей и мерцающей многоцветными огнями фейри. Грандиозное и величественное зрелище.
Ворота, ведущие в Мензоберранир, находились в глубине Города Мерцающих Сетей, крупного центра, занимающего огромное V-образное углубление. Массив города пересекали увесистые окаменелые паутины, вспыхивавшие магическими огнями. Сотни или даже больше наслоенных друг на друга дорожек разбегались в разных направлениях, неся на себе жителей. Тысячи округленных, бесформенных образований крепко примыкали к паутинам, напоминая коконы с яйцами или оплетенную коконами добычу. Образования пробивались сквозь паутины или свисали вниз, предоставляя убежища жителям, гостям, рабам и их собственности. Сейчас это было похоже на снующую колонию муравьев, карабкающуюся по паутинам. Насколько высоко Вейлас мог видеть, улицы буквально дрожали под весом гуманоидов, спасавшихся здесь.
Уровней города насчитывалось больше сотни, а почти вертикальные сети помогали карабкаться между ярусами, поднимаясь или спускаясь. По стенам пещеры вниз стекают бесконечные потоки воды.
Матрона Мать Насадра правила Чед-Насадом с таким авторитетом и такой властью, с которой не могла сравниться даже Ивоннель Вечная из Дома Бэнр в Мензоберранзане. Последней Матроной Чед-Насада перед самым крушением была Мать Онрэ Насадра. Остальные правящие Дома: Д'Дгтту, Меларн, Аувриндар, Майлилль, Алеанрахель, Клэддат, Рилинт, Мэрре, Зинар, Усстил, Хлаунт.
Во времена расцвета город насчитывал более 30,000 дроу, не менее 16,000 из них были аристократами более чем 100 дворянских Домов.
В городе официально нельзя было содержать дроу как рабов, кроме тех, кто был захвачен в битве с другим городом. Впрочем, положение многих жителей всё равно мало отличалось от рабского, хотя и не называлось так.
Наверху Фейриль остановилась на узкой улочке между торговыми рядами. Она располагалась несколькими уровнями выше той, на которой они были прежде. На главном тракте толпа была чуть менее плотной. Благодаря тусклому мерцанию призрачного света, который исходил из просветов каменной паутины и далеко освещал пространство над ним, Вейлас знал, что они по-прежнему внизу города. Чем выше отряд поднимется, тем лучше будут соседи. На верхних уровнях пещеры, где имелись обширные углубления в скальной породе, знатные дроу соорудили свои Дома, оградив их от зловония и шума простого народа. Им придется побродить по Мензоберраниру, прежде чем они доберутся до этого района.
Товары Чед-Насада включали в себя: магические татуировки (стиль которых с гибелью города утрачен); волшебные же импланты вроде зачарованных искусственных глаз из стекла, хрусталя, драгоценных камней, не только позволяющих видеть не хуже оригинальных глаз, но и дающих множество дополнительных эффектов (вроде стойкости к солнечному свету или постоянно действующего заклинания "видеть незримое"); изделия из чешуи глубинных драконов; артефакты нетерезов; яды и зелья высшего качества; бехолдеров, выращенных из малышей и тренированных как слуги; ездовых ящеров редких видов; и многое другое.
Вейлас вел отряд по направлению к торговой части города, стоявшей выше среднего уровня по качеству жизни. Здесь располагались многие мелкие Дома, добившиеся успеха в торговле, и достаточно сильные, чтобы содержать в городе торговые компании.
Значительное число богатых торговцев из других регионов Подземья также часто встречались в этой части города, а постоялые дворы были вполне подходящими, чтобы соответствовать вкусам торговой элиты. К тому же в них не стали бы задавать лишних вопросов по поводу необычной внешности, какой обладал, например, Джеггред. Вейлас надеялся, что в Мензоберранире они раздобудут комнату, которая удовлетворит требованиям Квентл и не привлечет к ним ненужного внимания. Если им вообще удастся найти комнату.
Тавернами и постоялыми дворами нижних ярусов могли владеть не только женщины, но и мужчины, и не только дроу, но и дуэргары, и дерро, и полуорки.
После недолгих розысков отряд наконец обнаружил «Пламя дьявола». Разваливающийся постоялый двор, состоявший из множества коконов, прильнувших друг к другу, находился на пустынном отрезке каменной паутины и примыкал к стене пещеры. Он с трудом соответствовал описанию, данному полуорком. К неоспоримым достоинствам гостиницы относились ее отдаленное расположение и то, что она вообще существовала.
***
К удивлению, внутри «Пламени дьявола» оказалось не так уж плохо, как снаружи. В то время как Фарон направился к хозяину двора — толстому орку с серебряными коронками на клыках, за спиной которого к тому же стояли двое огров-вышибал, — Вейлас оглядел помещение. Довольно много горожан сидели в соседней комнате, и хотя Джеггред бросил в их сторону не один долгий взгляд исподлобья, большинство не замечали этого. Вейлас понял, что послужило тому причиной. Это были независимые торговцы, имеющие дело с золотом и кое-чем еще, и пока никто не трогает их самих или их заработки, они воздерживаются от вмешательства.
Чед-Насад был уничтожен в период Молчания Ллос, когда порабощённые и униженные дроу расы организовали восстание. В первую очередь это были дуэргары - своими горшками с огненными снарядами они взорвали немало сетей, крепящих город к стенам пещеры. Падение довершили сами Матроны Матери - чтобы подавить мятеж, они призвали чудовищных охранных пауков, дар Ллос, но не учли, что без магии богини этими созданиями будет невозможно управлять. Те разрушили остатки паутины и тем самым обрекли Чед-Насад.
В настоящее время несколько сотен выживших дроу занимаются восстановлением Чед-Насада. Их тайно спонсирует Джаэзред Чоулссин, желая впоследствии сделать возрождённый Чед-Насад своим штабом.
Сшамат (Ssamath) - Сшамат — он же "Город Тёмных Переплетений". Единственный город, где мужчин больше, чем женщин, и где они занимают достойное положение. Сшамат известен тем, что здесь очень часто рождаются дроу-маги, и их волшебство превосходит силу жриц. Обычно среди жриц не популярна обычная магия, они считают таковую уделом мужчин, ведь любой с хотя бы крупицей дара может её освоить, в то время как благословенное могущество леди Ллос дано только им одним. Здесь же мужчины попросту берут количеством — неизвестно почему, но Сшамат то ли заслуживает меньше внимания Паучьей Королевы, чем другие города, то ли это какой-то её эксперимент, и женщин здесь действительно ощутимо меньше. Впрочем, учитывая жестокий матриархат, насаждаемый Ллос, этого едва хватает, чтобы мужчины были более-менее равными, и к ним прислушивались. Мужчины правят этим городом, но сделать так, как делают жрицы, убить женщину из-за малейшей оплошности или просто по причине плохого настроения, им всё ещё нельзя.
Магия, что получена через кропотливый труд и изучение, ценится здесь гораздо больше, чем врождённая.
Обладание магическим даром автоматически делает раба любой расы свободным в этом городе. Неважно, кому принадлежит раб, хоть Верховной Матери другого города, и как он стал рабом. Им даже позволено жить здесь в качестве полноценных горожан — правда, только в одном квартале города.
В городе есть Базар Тёмных Плетений — скопление небольших лавочек внутри светящихся кристаллов, их здесь сотни, и купить можно практически что угодно. Даже рабов — колдовским сжатием их безо всякого вреда для здоровья помещают в сияющие магические кубы размером с кулак и расставляют на полках, в результате чего десятки пленников могут поместиться в одном относительно небольшом помещении.
З'орр'баут — огромная колонна в центре города, ведёт от дна пещеры к выходу из пещеры, расположенному наверху. Оттуда множество навесных мостов ведут к личным особнякам знати Сшамата.
Тёмные Шпили - дом множества артефакторов и кузнецов. Каждый из них обладает собственным стилем и действует независимо от коллег.
Ятчол (Yatchol) - группа анклавов читинов, собранная в одно поселение. Здесь проживают около 60 читинов. Среди них есть жрицы Ллос, известные как чолдриты. Читины Ятчола, как известно, были выведены Насадра искусственно - в попытках создать идеальную расу.